Перейти на новую версию сайта
Концерты и шоу
  • 6+

    Эти серьезные танцы

    29 января в концерте Государственного оркестра «Сибирь» им. Е.И. Борисова «Эти серьезные танцы» будут представлены танцевальные жанры разных эпох и стран – от менуэта до танго – народные танцы, придворные танцы XVIII века, бальные танцы XIX века, представленные в творчестве композиторов XVIII-XX веков – от В.А. Моцарта до Д. Шостаковича и А. Пьяццолы.

    Первое отделение концерта – народные танцы в творчестве композиторов-классиков.

    Народный танец – один из древнейших видов народного искусства. Каждый народный танец – это история народа. В нём отражены мудрость и героизм, радости и печали, быт, нравы и традиции.

    Яркое богатство национальных традиций своего народа воплощали композиторы XIX века – они собирали народный фольклор, создавали обработки народных мелодий или сами сочиняли музыку в народном духе. Интересно, что именно эта часть их творчества становилась популярной классикой. Таковыми являются русская пляска в операх, балетах и симфониях Петра Чайковского, халлинг, спрингданс, гангар в «Норвежских танцах» Эдварда Грига, чардаш в «Венгерских танцах» Иоганнеса Брамса, чешские полька и фуриант, украинская думка, польские мазурка и полонез, а также словацкие и сербские танцевальные жанры в «Славянских танцах» чешского композитора Антонина Дворжака.

    Второе отделение концерта – танцевальные жанры по эпохам. Очень часто в развитии танцевальных жанров происходили удивительные перемены: из народной среды они постепенно перемещались в аристократическую среду – становились бальными, светскими танцами, а еще позднее – жанрами инструментальной музыки, предназначенными уже не для танца, а для прослушивания на концерте.

    Так, по правилам придворного этикета XVIII века в танце нужно было показать изящество манер, красоту поз, галантность и учтивость. В эту эпоху самыми популярными придворными танцами были менуэт и гавот. Имея французское происхождение, они стали общеевропейскими танцевальными жанрами, а затем вошли в сюиту, менуэт становится одной из частей классического музыкального жанра – симфонии.

    XIX век становится новой эпохой в развитии бальных танцев – самыми популярными становятся полонез, вальс, мазурка и другие. Сохраняя свои жанровые особенности, эти танцы приобретают и новые черты. Так, полонез из деревенского танца-шествия превращается в пышный торжественный выход знати, начиная бал. Вальс из деревенского парного танца превращается в легкий, плавный, летящий танец, становится символом русской культуры XIX века, картины балов неоднократно встречаются в русской литературе и оперной музыке. Так, можно вспомнить бал в Петербурге, куда попадает Евгений Онегин, вновь встречаясь с Татьяной Лариной у А.С. Пушкина и в опере П.И. Чайковского. Другая знаменитая сцена – бал у екатерининского вельможи, на котором происходит знакомство Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского в романе «Война и мир» Л. Толстого и одноименной опере С. Прокофьева…

    Танцевальные жанры продолжают развиваться и в XX веке – так распространенным бальным танцем становится аргентинское танго. Его традиции воплощают в своих произведениях такие композиторы как Д. Шостакович и А. Пьяццола, ставший популяризатором этого жанра.

    Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист РФ Николай Комиссаров. Ведущая – Вера Климанова.

Актуальных мероприятий нет
Рейтинг@Mail.ru